Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета Минской области
 
 

 
 
 
Государственные интернет-ресурсы
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Интернет-магазин

Сейчас на сайте

Сейчас 21 гостей онлайн
Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних PDF Печать E-mail

Роль семьи в профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

 

В последние годы выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Основные причины трудностей в поведении подростков следует искать в семье, в отношениях между близкими, так как влияние семьи на ребенка неоспоримо. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

«Трудный» подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Как говорится в одном из известных стихотворений: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому….взрослые пример ему…» Исходя из жизненного опыта, мы видим, что в основном трудные подростки, состоящие на различных видах учета, вырастают в социально неблагополучных семьях. Известными педагогами, педагогами-психологами доказано, что ребенок, воспитывающийся в неблагополучной семье, ощущает острую недостаточность родительской любви, внимания, заботы. И именно нехватка (а порой даже отсутствие) родительского теплоты, любви побуждают ребенка попробовать алкоголь, спайс, а это в свою очередь приводит к подростковым правонарушениям и преступности. Именно в «замещающих» средствах ребенок ищет те положительные эмоции и чувства, которые недополучил в семье.

Но не всегда неблагополучные семьи «бросаются» в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. За внешним благополучием может скрываться конфликтная и отчужденная обстановка в семье, отсутствие эмоциональных связей между родственниками. И лишь тогда, когда с подростком случается беда, обращаем внимание на уклад жизни семьи, на отношения внутри семьи.

Итак, что же влияет на асоциальное поведение подростков?

1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.

Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, проявление агрессивности по отношению к ребенку негативным образом сказываются на поведении несовершеннолетнего.

2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей.

Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей.

3. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка.

В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.

4. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Уважаемые мамы и папы! Для того чтобы предупредить подростковые правонарушения и преступления, прислушайтесь к нашим советам:

1. Любите вашего ребенка таким, какой он есть, независимо от его внешности, способностей, достоинств, плюсов или минусов, независимо от того, как он ведет себя сейчас.

2. Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.

3. В общении с сыном или дочерью проявляйте ласку, нежность, эмоциональную теплоту, заботу и внимание. Стремитесь к теплым душевным отношениям с ребенком.

4. Воспитывайте ребенка собственным примером. Правильное поведение возникает не в результате нотаций, а из образца семейного воспитания.

5. Ведите здоровый образ жизни всей семьей.

6. Боритесь не с ребенком, а с проблемой.

7. Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь узнавать о проблемах ребенка, о его душевном состоянии, вникайте во все возникающие в его жизни сложности и переживания.

8. Не тратьте вечера на телевизор, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и для него, и для вас.

9. Контролируйте подростка, интересуйтесь, чем он занят в свободное время, с кем общается, что смотрит, чем увлекается.

10. Усильте режим дня. Пресекайте бесцельное времяпрепровождение.

11. Помогите подростку изменить жизнь к лучшему. Поощряйте увлечения, интересы ребенка, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. В ребенка необходимо верить – это главное!

12. При провинностях подростка не оценивайте личность ребенка, а говорите о своих чувствах по отношению к его поступкам.

13. Планируйте совместный отдых с детьми.

14. Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!

15. Запомните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!

 

 

Педагог-психолог

ГУО «Любанский районный социально-педагогический центр»

 
Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета © 2011-2019