Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета Минской области
 
 

 
 
 
Государственные интернет-ресурсы
 

 
 
 
 
 
 
 
 

Интернет-магазин

Сейчас на сайте

Сейчас 25 гостей онлайн
Организация летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования PDF Печать E-mail
Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждениях дошкольного образования.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании продолжительность летнего оздоровительного периода (летних каникул) в учреждении дошкольного образования составляет 90 дней.
Подготовка к летней оздоровительной работе:
Организация деятельности учреждений дошкольного образования в летний период требует тщательной подготовки со стороны управлений по образованию, спорту и туризму, учреждений дошкольного образования.
Начальник управления по образованию, спорту и туризму района издает приказ о подготовке и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования.
Показателями готовности учреждения дошкольного образования к летнему периоду являются:
наличие и исправность игрового и спортивного оборудования,
плескательных бассейнов;
наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств
обучения для организации различных видов детской деятельности;
функционирование поливочной системы;
обеспечение замены песка в многофункциональных песочницах с
закрывающимися крышками (наличие соответствующего сопроводительного документа);
засетченность окон в учреждении дошкольного образования.
С целью создания благоприятных условий для пребывания воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется работа по выявлению у законных представителей воспитанников потребности в посещениях учреждений дошкольного образования в летний период.
На основании рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы дошкольных учреждений в летний оздоровительный период» от 27.04.2007 № И-10-16/75 родители предоставляют информацию педагогам об оздоровлении детей в летний период за пределами дошкольного учреждения или в условиях дошкольного учреждения.
При сокращении численности воспитанников в летний период допускается переформирование групп в учреждении дошкольного образования, в том  числе в разновозрастные группы, или их закрытие; посещение учреждения дошкольного образования учащимися первых классов, размещенных на его базе.
В подготовительный период со всеми работниками учреждения
дошкольного образования обсуждаются:
ресурсное обеспечение летнего оздоровления (мероприятия по
благоустройству территории; физкультурной площадки: приведение в порядок беговой дорожки, дорожки по профилактике плоскостопия, ямы для прыжков; площадки для изучения правил дорожного движения;
приобретение игрового и спортивного оборудования, выносного
материала для игровой и двигательной деятельности детей; наличие детского огорода и др.);
организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-
профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной
работы, система закаливания);
организация распорядка жизни и образовательного процесса в
летний период;
 взаимодействие с семьей;
Методические рекомендации для педагогических работников:
– по профилактике острых кишечных инфекций;
– по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
Формируется циклограмма совместной деятельности музыкального руководителя, руководителя физического воспитания с детьми;
Составляется расписание специально-организованной деятельности по образовательным областям «Физическая культура», «Искусство»;
В уголке для родителей вывешивается распорядок дня на летний период, расписание специально-организованной деятельности, материалы консультаций для родителей;
Создание безопасных условий жизнедеятельности детей
За создание здоровых и безопасных условий при организации
образовательного процесса заведующий учреждением дошкольного
образования, педагогические работники несут персональную ответственность
в соответствии с законодательством.
На территории учреждения дошкольного образования не должно быть
камней, кирпичей, резиновых покрышек, сухостойных деревьев, колючих кустарников, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.
Групповые площадки:
– должны иметь инсолируемую и затененную части;
– оборудоваться многофункциональными песочницами с закрывающимися крышками. Перед игрой песок должен быть слегка увлажнен и перелопачен. На ночь песочницы должны закрываться крышками;
– для воспитанников в возрасте до 3 лет необходимо иметь травяное покрытие. На групповых площадках для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет кроме травяного покрытия должно предусматриваться и покрытие утрамбованным грунтом;
– обеспечиваются поливочными системами с отведением воды в ливневую канализацию. При сухой и жаркой погоде не менее двух раз в день перед уборкой территории проводится поливка земельного участка учреждения дошкольного образования;
– на пешеходных дорожках, спортивных площадках не должно быть неровностей, выбоин (следует систематически засыпать);
    – надворное оборудование (навесы, веранды, террасы) должно быть надежно закреплено, устойчиво, исправно, безопасно;
– установленное на территории игровое и физкультурное оборудование должно ежедневно протираться;
– игрушки для игры на улице в конце дня моются непосредственно на территории учреждения дошкольного образования с помощью поливочных шлангов.
Организация летнего оздоровления (организация питания, лечебно-профилактическая работа, система физкультурно-оздоровительной работы, система закаливания)
Предусматривается максимальное пребывание детей на воздухе (работа с детьми проводится на улице в соответствии с запланированными мероприятиями в плане образовательного процесса с воспитанниками).
Выход детей на улицу осуществляется после завтрака.
Организация питания осуществляется в соответствии с натуральными нормами.
В летний оздоровительный период важно обеспечить систему мер,
направленную на качество организации рационального, сбалансированного питания, обеспечивающего организм ребенка всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами, минеральными солями) и энергией. Для обеспечения безопасности питания воспитанников необходимо уделять внимание не только качеству продуктов, поступающих на пищеблок, но и условиям, срокам их хранения, соблюдению требований к технологии приготовления готовых блюд, срокам годности и условиям хранения готовых блюд.
В летний период предпочтение отдается свежим овощам, фруктам, сокам.
В целях профилактики недостаточности витаминов и минеральных
веществ в учреждениях дошкольного образования ежедневно проводится С-витаминизация дневного или суточного рациона (супов или напитков) из расчета количества аскорбиновой кислоты на порцию согласно установленным нормам питания.
В случае получения детьми поливитаминных или витаминно-минеральных комплексов С-витаминизация дневного или суточного рациона не проводится, если содержание витамина С в данных комплексах обеспечивает не менее 80 % суточной потребности в нем воспитанника. Подогрев С- витаминизированных блюд не допускается.
В летнее время особое внимание необходимо уделить организации питьевого режима, т. к. во время жары потребность в жидкости у ребенка существенно увеличивается. Для организации питьевого режима воспитанников используется негазированная питьевая вода промышленного производства, фасованная в емкости, или кипяченая, которая хранится не более 4 часов.
Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении дошкольного образования. Питьевая вода выносится на улицу, разливается в одноразовую посуду или посуду индивидуального пользования по просьбе детей.
Тематика физкультурно-массовых мероприятий на воздухе должна
отражать специфику летнего оздоровления.
В летний период создаются благоприятные условия для двигательной активности детей и усиления оздоровительного воздействия физических упражнений.
Физкультурно-оздоровительная работа включает:
– утреннюю гимнастику;
– физкультурные занятия (игрового, сюжетного, тематического вида);
– подвижные игры и физические упражнения на прогулке;
– активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья);
– самостоятельную двигательную деятельность;
– закаливание.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно на воздухе. В ее содержание с учетом возрастных особенностей воспитанников могут быть включены:
комплекс общеразвивающих упражнений;
обыгрывание сюжета;
3-4 подвижные игры;
физические упражнения с использованием полосы препятствий,
простейших тренажеров;
оздоровительный бег на участке;
элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, хороводы и др.
Физкультурные занятия на воздухе направлены на:
повышение адаптивных и функциональных возможностей организма
воспитанников на основе комплексного использования физических
упражнений, подвижных игр в сочетании с природными средствами
оздоровления (солнце, воздух, вода, климатические условия) и
гигиеническими факторами (наличие спортивной одежды и обуви, гигиена
мест проведения занятий и др.);
расширение двигательного опыта детей; закрепление и совершенствование
упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании; развитие
физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости);
овладение элементами спортивных игр, техникой спортивных упражнений
за счет оптимального и вариативного применения предметной
физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям
воспитанников.
При организации подвижных игр и физических упражнений на
прогулке особое внимание следует уделять индивидуальной работе с
воспитанниками. Вариантами организации подвижных игр и физических
упражнений на прогулке являются:
комплекс подвижных игр (2—3 игры) и физических упражнений с
определенной направленностью (в том числе сюжетной):
профилактика нарушений осанки и плоскостопия;
развитие координационных способностей;
развитие физических качеств;
совершенствование двигательных умений и навыков (выполнение
знакомых движений в новых сочетаниях, из необычных исходных
положений, в необычных условиях и т. п.);
элементы спортивных игр (баскетбол, футбол, настольный теннис,
городки и др.) и спортивные упражнения (катание на велосипеде,
самокате, плавание и др.);
игры с элементами спортивного ориентирования;
комплекс подвижных игр (2-3 игры) с разными видами основных
движений, развивающих творческую активность и самостоятельность воспитанников.
Активный отдых (физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья) как форма коллективного, деятельного отдыха,   оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи,
способствует развитию у детей умения творчески использовать
двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, побуждает каждого ребенка к максимальному проявлению своих способностей.
Самостоятельная двигательная деятельность является одним из структурных компонентов двигательного режима в учреждении дошкольного образования. Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе ребенка и проходит под наблюдением взрослого, при его косвенном руководстве. Для ее разнообразия в период летнего оздоровления необходимо создание следующих условий:
включение в режим дня времени на самостоятельную двигательную
деятельность (утром, после завтрака, на прогулках, после сна, в разных
видах деятельности);
обеспечение необходимым спортивным инвентарем (оборудованием) для
выполнения физических упражнений на воздухе;
предоставление достаточного места для движений, выполнения
физических упражнений;
индивидуализация (дифференциация) физических упражнений с учетом уровней (гиперподвижные, малоподвижные, оптимально подвижные дети) и типов двигательной активности воспитанников.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья
воспитанников при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей.

Методы закаливания необходимо включать в режимные процессы,
используя естественные природные факторы (воздух, воду, рассеянные лучи солнца):
ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день общей продолжительностью не менее 3 ч 20 мин — 4 ч в зависимости от режима учреждения дошкольного образования);
многократное умывание в течение дня;
полоскание полости рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи;
дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков);
ходьба босиком в течение дня: до и после сна, в любое время по желанию детей (от 2—5 мин в группе первого раннего возраста до 15—20 мин в старшей группе); по траве, песку.
Организация образовательного процесса в летний оздоровительный период
Художественно-эстетическая работа включает:
изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн);
музыкальную деятельность воспитанников;
ознакомление с произведениями художественной литературы и фольклора.
При организации изобразительной деятельности воспитанников в летний оздоровительный период важным является:
рассматривание произведений изобразительного и декоративно-
прикладного искусства, отображающих красоту летней природы;
проведение художественно-дидактических игр, направленных на развитие у детей представлений о форме, цвете;
экспериментирование с изобразительными, природными и
дополнительными материалами;
включение в образовательный процесс творческих заданий,
способствующих развитию творческого воображения воспитанников (придумывание новых образов, подбор цветовых сочетаний, дополнение ранее созданных сюжетов с помощью разнообразных материалов и техник, рисование с натуры (деревьев, цветов), мелками на асфальте, палочками на песке);
освоение нетрадиционных техник рисования (граттаж, пальцевая
живопись, монотипия, пластилинография, набрызг, флоротипия,
ниткография и др.);
лепка из глины, пластилина, соленого теста (объемные изображения, декоративные пластины);
аппликационная деятельность (создание плоскостных, полуобъемных изображений; объемных аппликаций в технике бумажной пластики (из полос, смятой бумаги; аппликаций с элементами флористики и др.);
конструирование техническое (из конструктивного материала, деталей конструкторов) и художественное (из бумаги, картона, природного и дополнительного материалов);
детский дизайн: аранжировки (букеты, картины из растений, бижутерия из искусственного и природного материала и др.); дизайн одежды (проектирование масок, головных уборов, костюмов для праздников и развлечений); декоративно-пространственный дизайн (интерьер кукольного уголка, создание декоративных панно и др.).
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального комфорта детей целесообразным является:
включение изобразительной деятельности в детские праздники;
проведение развлечений, которые включают экспериментирование детей с изобразительными и природными материалами, содействуют закреплению представлений о видах, жанрах искусства, средствах художественной выразительности, конкурсов с различными номинациями;
организация творческих мастерских, занимательных игротек, игр с песком.
В летний оздоровительный период при организации музыкальной
деятельности воспитанников важным является:
использование музыки в режимных моментах;
фоновое звучание полюбившихся детям вокальных и инструментальных произведений;
проведение музыкально-дидактических игр и заданий, музыкальных викторин;
включение в образовательный процесс музыкальных произведений, воплощающих «летние» образы (А. Вивальди, П. И. Чайковского и др.);
сольное и коллективное музицирование;
самостоятельная музыкальная деятельность детей (исполнение песен и танцев, организация сюжетно-ролевых игр с «музыкальными» сюжетами).
На прогулке, экскурсии можно организовать музыкальные игры: игры- танцы, музыкальные игры с пением, хороводы, подвижные музыкальные игры, игры с музыкальными инструментами, музыкальные игры- релаксации.
В летний оздоровительный период с целью создания эмоционального благополучия воспитанников целесоообразным является проведение фольклорных праздников, развлечений и других мероприятий.
В работе с детьми дошкольного возраста в летний период особое значение имеет приобщение детей к произведениям художественной литературы и фольклора. Произведения художественной литературы и фольклора, рекомендуемые учебной программой дошкольного образования, включаются во все режимные процессы и виды детской деятельности. Формы деятельности, в которой применяется художественное слово, определяются педагогическими работниками с учетом условий учреждения дошкольного образования и его деятельности в летний оздоровительный период.
Во время организации летнего оздоровления предполагается ежедневный контроль за:
– качеством поставляемых продуктов питания, введением в рацион соков,
фруктов, овощей;
– приготовлением блюд (присутствие при закладке основных продуктов, выдача пищи с пищеблока);
– С-витаминизацией дневного или суточного рациона;
– организацией диетического питания диспансерных детей и детей, склонных к аллергии;
– соблюдением питьевого режима, обеспечением водой детей на прогулке;
– обеспечением санитарно-эпидемиологического режима в группах;
– организацией сна детей. В теплое время года дневной и ночной сон проводится при открытых окнах, избегая сквозняков;
– одностороннее проветривание может проводиться в присутствии
воспитанников, в теплое время года – непрерывно;
– проведением всех форм работы с детьми (кроме сна и питания) на свежем воздухе;
– обеспечением детей головными уборами, одеждой в соответствии с погодой;
– исправность стационарного игрового и спортивного оборудования, плескательных бассейнов;
– наличие игр и игрушек, спортивного инвентаря, учебных изданий, средств обучения для организации различных видов детской деятельности;
– функционирование поливочной системы;
-засетченность окон в учреждении дошкольного образования.    




ЛИТЕРАТУРА:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243З (в ред. Законов Республики Беларусь от 04.01.2014 № 126З).
Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8.
Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 года № 525.
Образовательные стандарты. Дошкольное образование. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146.
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь» (в ред. постановления Минобразования от 20.08.2013 № 78).
        Инструктивно-методическое письмо Министерства образования
Республики Беларусь «Об организации летней оздоровительной
работы в учреждениях дошкольного образования». Постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 22.05.2015.
 
Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета © 2011-2019