Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета Минской области
Семинар для классных руководителей «Причины самовольных уходов несовершеннолетних... PDF Печать E-mail

Семинар для классных руководителей «Причины самовольных уходов несовершеннолетних.
Формы и методы профилактической работы по предупреждению самовольных уходов среди обучающихся»
(в дистанционной форме)
29.09.2020 г.

БУКЛЕТ         ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«Самовольные уходы» или бродяжничество – добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление семьи или учреждения образования; отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия либо с момента наступления времени, оговоренного (установленного) для возвращения.
По статистике, основной возраст уходов детей и подростков из семьи – 10-17 лет.
Дети уходят не только из неблагополучных семей. Как показывает практика, около 70 % - это дети, воспитывающиеся в относительно в благополучных семьях.
Они уходят из дома в поисках приключений, в знак протеста против чрезмерной опеки родителей или, наоборот, пытаясь привлечь их внимание.
Дети не всегда могут объяснить причину побега или попросту стыдятся своего поступка. Таким способом дети выпрашивают жалость к себе, привлекают внимание, при этом рассуждая: «Ищут, значит, я нужен им».
Уходя из дома, несовершеннолетние не планируют это заранее, чаще всего побеги происходят спонтанно, они не осознают, с чем придется столкнуться.

Причины самовольных уходов несовершеннолетних:

•    неудовлетворение важных, базовых потребностей ребенка;
•    недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родных, безразличие взрослых к проблемам подростка;
•    конфликты в семье;
•    жестокое обращение с подростком со стороны взрослых, агрессия со стороны кого-нибудь из членов семьи (физические наказания);
•    чрезмерная опека со стороны родителей, вызывающая раздражение;
•    развод родителей. Появление в доме отчима или мачехи;
•    поиск среды, где ребенок будет более успешным, признанным;
•    стремление избежать наказания со стороны взрослых;
•    поиск развлечения и удовольствия;
•    реакция несовершеннолетнего на тяжело протекающий возрастной кризис.

Типы побегов у несовершеннолетних:

1.    Эмансипационные побеги – это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от гиперопеки родных, от скучных обязанностей, неинтересных дел. Подростку в этом случае хочется легкой и веселой жизни без давления, контроля, обязательств. Как правило, такие побеги или самовольные уходы совершаются подростками в возрасте 12-15 лет. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями. Но не страх перед ними, а жажда освободиться от надзора, надоевшего режима, наскучившего образа жизни. Эмансипационные побеги обычно совершаются не в одиночку. В 85% этим побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% - с алкоголизацией во время побега.
2.    Импульсивные побеги – другой тип побегов, который составляет 26% от общего количества побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция, явное или скрытое отвержение ребенка, воспитание по типу жестокого отношения. Подобные побеги обычно совершаются в одиночку, во время которых поведение подростка строится так, чтобы забыться, отвлечься от тяжелой ситуации. Деньги на еду обычно добываются сбором бутылок, продажей цветов, но не воровством. Однако повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией на любую трудную ситуацию. Постепенно проявляется делинквентность (правонарушения).
3.    Демонстративные побеги – это побеги, которые являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что подростки убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина – уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду, сформировать авторитет у сверстников.
4.    Дромоманические побеги. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам, скитанию и перемене мест, наблюдается при различных психических заболеваниях. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. Побег подростки совершают в одиночку и только потом находят попутчиков. В формировании дромомании выделяют реактивный этап – первый уход из дома в связи с психической травмой, затем уходы становятся привычными, фиксированными, на любую незначительную неблагоприятную ситуацию возникает привычная реакция – уход из дома.

Последствия побегов:

Уходы ребенка из дома влекут за собой серьезные последствия: проживая без надзора, дети привыкают: лгать, бездельничать, воровать.
Ребенок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается  в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи; в дальнейшем – серьезные правонарушения, асоциальный образ жизни, кроме того, ребенок может стать жертвой насилия.

Профилактическая работа бродяжничества:

Существует несколько видов профилактики бродяжничества детей и подростков: первичная, вторичная, третичная профилактики.
В деятельности по предупреждению самовольных уходов детей и подростков важна ранняя профилактика (первичная профилактика).
Первичная профилактика – проводится со всеми обучающимися в учреждении.
Направлена на:
•    проведение с несовершеннолетними разъяснительной работы о последствиях самовольного ухода;
•    развенчание показного героизма «бегунов»;
•    проведение занятий по формированию межличностных отношений, взаимной доброжелательности, гуманности;
•    проведение занятий по формированию у детей и подростков умений преодолевать жизненные трудности, ответственности за свои поступки;
•    проведение занятий по правовому воспитанию, проблемам поведения;
•    проведение с несовершеннолетними бесед:
     - о безопасности на дорогах;
     - о безопасности в лесу, на воде, болотистой местности;
     - об общении с незнакомыми людьми и т.д.
•    обеспечение занятости детей и привлечение их к социально значимой деятельности;
•    организация жизни детского коллектива, приближенной к семейным ценностям.
В план работы учреждения образования необходимо включать мероприятия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних.

Вторичная профилактика. Меры или мероприятия вторичной профилактики направлены на тех детей и подростков, кто еще не совершал самовольный уход ни разу (либо совершал самовольный уход один раз), но находится в ситуации повышенного риска. Меры вторичной профилактики направлены на:
•    проведение занятий, бесед по формированию понимания подростками рисков самовольного ухода;
•    проведение занятий по снижению агрессивности, конфликтности, тревожности ребенка (проводит педагог-психолог);
•    работа с потребностями подростка, которые он удовлетворяет в самовольном уходе (проводит педагог-психолог).

Третичная профилактика – проводится тогда, когда несовершеннолетний неоднократно самовольно покидал учреждение. Работа в таком случае должна проводиться по оказанию помощи и предупреждению повторения самовольного ухода в будущем.
Каждый случай самовольного ухода несовершеннолетнего имеет свою специфику, поэтому для работы со случаем самовольного ухода каждый раз создается индивидуальная программа. В наиболее оптимальном варианте такая программа разрабатывается междисциплинарной командой специалистов после оценки ситуации, в которой находится несовершеннолетний.

Порядок действий специалиста учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего:

В случае самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждения образования или из семьи сотрудники учреждений образования, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должны действовать в соответствии с алгоритмом, определенным Законом Республики Беларусь от 31.05.2003 г. № 200-з «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску подростка. В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан незамедлительно поставить в известность руководителя учреждения. Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода по телефону сообщает в дежурную часть РОВД, после чего лично обращается с письменным заявлением. Указывает: ФИО несовершеннолетнего, дату рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода, принятые меры по его розыску и их результаты, возможные причины ухода.
В течение 2 часов руководитель учреждения образования информирует управление образования о самовольном уходе ребенка.
В учреждении образования:
 - по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;
 - при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя руководителя учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствующих самовольному уходу несовершеннолетнего;
 - вопрос о самовольном уходе и его причинах рассматривается на заседании совета профилактики;
 - при повторном уходе несовершеннолетнего из семьи или учреждения образования следует проинформировать врача-психиатра учреждения здравоохранения;
 - учреждение образования ежемесячно представляет в управление образования информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер.

Рекомендации по взаимодействию
специалиста учреждения образования с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам:

Чтобы построить с подростком доверительные отношения необходимо:
    общаться один на один, выбрав подходящее время и место для разговора;
    понять и принять индивидуальность подростка, относиться к нему как к личности;
    демонстрировать доверие, любовь и уважение к подростку;
    общаться на равных, безоценочно, не требовать объяснений;
    интересоваться проблемами, увлечениями подростка;
    опираться на сильные стороны подростка, не подчеркивать его неудачи;
    проявлять веру в подростка, демонстрировать оптимизм;
    избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;
    внести юмор в общение с подростком.

Рекомендации по взаимодействию с несовершеннолетним после возвращения:

По возвращении подростку необходимо показать: главное – он вернулся целым и невредимым. Помогите подростку почувствовать себя в безопасности.
По возвращении подростка взрослым запрещается: повышать голос на подростка, оскорблять или обвинять подростка, закрывать в помещениях учреждения, применять физическую силу, читать нравоучения, угрожать.
Важной представляется работа по отреагированию негативных эмоций сотрудников, отвечающих за несовершеннолетнего (проводит педагог-психолог).

Работа с родителями по профилактике самовольных уходов из дома (учреждения образования)

Системность работы по профилактике самовольных уходов из дома (учреждения) предполагает и работу с родителями.
Цель работы педагога с родителями – помочь осознать, что родители должны быть для своих детей другом и советчиком, источником любви, заботы, внимания и поддержки, примером для подражания.
Формы работы с родителями различны:
•    разработка памяток по профилактике уходов подростков из дома (например: «Как избежать ухода детей из дома», «Если подросток ушел из дома»);
•    проведение родительских собраний по данной проблеме;
•    индивидуальное и групповое консультирование родителей;
•    проведение семинаров-практикумов, тренингов для родителей и подростков и др.

Таким образом, деятельность учреждения образования должна быть направлена на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению детьми и подростками правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляется в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Педагог-психолог
ГУО «Любанский районный СПЦ»                Т.Н. Горбунович

 

Последние статьи

Управление по образованию, спорту и туризму Любанского районного исполнительного комитета © 2011-2020