Методические рекомендации по созданию и работе медиатеки |
![]() |
![]() |
![]() |
Методические рекомендации по созданию и систематизации работы медиатек На основе анализа современного состояния проблем, связанных с разработкой теоретических моделей школьной медиатеки, сформулированы требования к функционированию школьной медиатеки, как компонента информационной образовательной среды школы, которые включают в себя:
В состав школьной медиатеки на основе распределенного информационного ресурса могут входить основные и дополнительные элементы. В качестве основных элементов целесообразно рассматривать: • хранилище медиаресурсов, которое, как правило, сосредоточено в помещении библиотеки; • индивидуальные места для работы с цифровыми и мультимедийными материалами (дискетами, CD-ROM-дисками, DVD-ROM-дисками, аудиокассетами, видеокассетами и диапозитивами и т.п.) или несколько рабочих мест, желательно расположенных в читальном зале или медиатеке и оборудованных компьютерной, видео- и аудиотехникой техникой с наушниками; • компьютерный зал для групповых занятий - зал, оборудованный компьютерной техникой для просмотра и непосредственной работы с информационными образовательными материалами, записанными в цифровом виде, а также хранилище цифровых копий медиаматериалов; • предметные кабинеты, оборудованные мультимедийной и компьютерной техникой для проведения уроков демонстрационного типа с использованием информационных технологий - как правило, оборудуются один-два кабинета для каждого предмета (математики, информатики, истории, литературы, естественных наук, технологии, иностранных языков, начальной школы), что позволяет на каждом уроке применять информационные медиаресурсы и формировать информационную грамотность и культуру как у учеников, так и у учителей. В качестве дополнительных элементов целесообразно рассматривать такие компоненты, как: серверная станция, пресс-центр, видеомонтажная студия и телестудия. Таким образом, основные отличия медиатеки библиотечного вида и медиатеки на основе распределенного информационного ресурса заключаются в следующем: • медиатека на основе распределенного информационного ресурса может не иметь централизованного хранилища медиаматериалов и отдельных медиазалов, в ней каждый оборудованный предметный кабинет является медиазалом для групповой работы; • медиатека на основе распределенного информационного ресурса позволяет гораздо быстрее приобщить как можно большее количество учителей и учеников к информационным и мультимедийным технологиям; • медиатека на основе распределенного информационного ресурса требует больших финансовых затрат, но при оптимальном распределении технических средств и оборудования их можно минимизировать. Главной задачей школьной медиатеки является обеспечение образовательного процесса информационными ресурсами, но это обеспечение будет эффективным при условии формулирования основных направлений использования ресурсов медиатеки в учебно-воспитательном процессе. В работе выделены основные направления использования распределенных информационных образовательных ресурсов медиатеки для решения задач информатизации школы. К ним относятся: • применение информационных образовательных ресурсов для преподавания других предметов: для проведения демонстрационного урока по любому предмету необходимо и достаточно иметь кабинет, оборудованный обычными ученическими местами (партами и стульями) и одним комплектом мультимедийной техники: компьютер, проектор, белый экран; • формирование компьютерной грамотности педагогического коллектива на базе школы; • контроль и оценка результатов обучения с помощью тестирующих программ, электронные учебных пособий (в том числе on-line-лабораторий) и пр.; • применение информационных образовательных ресурсов для медико-психологического мониторинга учащихся и сотрудников школы; • применение информационных образовательных ресурсов для организации школьных внеклассных мероприятий и досуга учащихся (организация и проведение факультативов, кружков, курсов, направленных на формирование информационной грамотности и медиакультуры учащихся; предоставление помещений медиатеки учащимся, сотрудникам школы, родителям для индивидуальной работы с информацией; помощь в графическом, видео и звуковом оформлении школьных мероприятий, организация фото- и видеосъемок и дальнейшей обработки полученных фотографий и фильмов; организация работы телестудии, радиорубки и видеомонтажной студии и пресс-центра); • создание учебных пособий по различным школьным предметам для использования в учебно-воспитательном процессе: раздаточных материалов, презентаций к урокам и проектам, электронных учебных пособий, в том числе тестовых программ, мультимедийных материалов и пр.; • предоставление и получение услуг дистанционного образования и взаимодействии с помощью телекоммуникаций (общение с помощью телеконференций, чатов, ICQ; общение с помощью электронной почты; работа с электронными библиотеками и базами данных; поиск информации любой тематики; участие в дистанционных проектах, конкурсах, олимпиадах, конференциях; размещение web -страниц, объявлений, школьного сайта; • в обеспечении управления учебным заведением - администрирование школьных баз данных, информационно-техническое обеспечение мониторингов, подготовка сотрудников администрации школы по ведению делопроизводства с использованием ИКТ, выработка критериев оценки качества программно-методических средств и их экспертиза. Сотрудники медиатеки. Первоначально администрация школы должна определить группу сотрудников для создания медиатеки: специалист по компьютерной технике и программному обеспечению (если нет возможности привлечь специалиста извне, это может быть учитель информатики); специалист по работе с электроникой (медиаспециалист); руководитель группы (это может быть директор школы, зам. директора). На этом этапе такой группы достаточно, в дальнейшем для функционирования медиатеки, как минимум, необходимы: руководитель медиатеки, координатор сетевой деятельности, организатор внеурочной деятельности (медиаспециалист). Сбор и накопление медиаресурсов. Многие школы уже имеют в своем распоряжении различные образовательные медиаресурсы: видеокассеты, слайды, диски. На этом этапе необходимо собрать все медиаресурсы в одном помещении, лучше всего для этого подходит школьная библиотека. Собираются также все уроки и методические материалы, записанные на видеокассетах или в цифровом виде, проекты, выполненные учениками или учителями. Координировать отбор и приобретение медиаресурсов обязательно должен руководитель группы. Классификация, каталогизирование и распределение ресурсов по хранилищам. В школьной библиотеке (или другом выбранном помещении) создаются хранилища медиаресурсов (медиатека): диатека, фонотека, видеотека и дискетотека. Каждый информационный образовательный классифицируется, записывается в соответствующий каталог (лучше вести сразу электронный каталог) и помещается в соответствующее хранилище. Кроме этого, должен быть медиатекарь (или библиотекарь), занимающийся выдачей медиаресурсов, ведением каталогов и читательских абонементов. Формирование рабочих зон медиатеки для индивидуальной и групповой работы. Школьная медиатека может находиться в одном большом помещении, разделенном на зоны (замкнутого вида), а может быть распределена по нескольким помещениям (распределенного вида). На этом этапе формируются мультимедийные кабинеты. Кроме основных зон при наличии финансов можно создать школьную телестудию, видеомонтажную студию (т.к. растет количество конкурсов, в которых используются видеоматериалы), школьный пресс-центр. Обучение учителей и администрации школы работе с техническими и программными средствами медиатеки и стимулирование экспериментов по применению ресурсов медиатеки на уроках и во внеурочной деятельности можно осуществлять с помощью традиционных курсов системы повышения квалификации учителей, а также с помощью учителя информатики и сотрудников медиатеки на базе школы. Для эффективного использования ресурсов медиатеки целесообразно организовать непрерывно действующие курсы непосредственно на базе медиатеки. Информационное обеспечение медиатеки. Для удобной и быстрой работы с ресурсами медиатеки необходим электронный каталог, который можно создать самостоятельно или использовать такие программы как «АРМ библиотекаря». Каталоги должны быть обеспечены справочной системой, содержащей подсказки. Электронный каталог и справочные системы помещаются на сервер и делаются доступными для просмотра всеми компьютерами школьной локальной сети. Подключение телекоммуникаций. На этом этапе все рабочие зоны, а также по возможности все школьные компьютеры подключаются к школьной локальной сети, в которой выделяются сервер и модем для подключения к Интернет. Связь с внешними организациями. Для постоянного пополнения и обновления медиаресурсов, техники необходимо устанавливать связи непосредственно с производителями и распространителями образовательных ресурсов. С помощью сетей можно организовывать совместные проекты с коллегами из других городов и стран, пользоваться услугами дистанционного обучения, участвовать в телеконференциях и обмениваться опытом и ресурсами. Существует два способа распределения информационных образовательных медиаресурсов: в первом случае медиатека имеет в наличии два экземпляра медиаресурса статического вида: один размещается в предметном мультимедийном кабинете для использования на уроках, другой — в компьютерном кабинете или читальном зале для индивидуального использования во внеурочное время. Во втором случае медиатека имеет сетевые версии медиаресурсов на цифровых носителях и оцифрованные копии аудио и видеоматериалов, которые размещаются на сервере и открываются для доступа всей локальной сети школы и через Интернет. Использование сетевых версий электронных учебных пособий позволяет: установить на сервер или учительский компьютер и осуществлять работу с одним комплектом обучающих программ, а учащиеся будут получать доступ к этим программам через локальную сеть; собирать и обрабатывать результаты применения тестовых и других контролирующих программ на одном компьютере в виде журнала. Наряду с использованием сетевых версий программных продуктов, существует возможность установки и работы с обычными версиями программных продуктов с помощью виртуальных дисков и таких программ, как VirtualCD, Alcohol 120% (если это не запрещено лицензионным соглашением на программный продукт). Виртуальные диски позволяют работать с электронными учебными пособиями, которые не запускаются без диска, как правило, это касается электронных энциклопедий, справочников и пр. Оригиналы дисков с программными продуктами могут храниться в одной медиатеке, для установки достаточно созданных образов программ, которые могут размещаться в специальных каталогах на сервере и быть доступными соответствующим пользователям. |