Управление по образованию, спорту и туризму |
![]() |
В 1839 году в Любани была открыта приходская школа. Она существовала за счет средств жителей местечка, которые хотели дать элементарное образование своим детям. Программа обучения определялась, как правило, уровнем знаний самого учителя. Обучали детей в приходских школах обычно дьячки, псаломщики, вдовы царских чиновников. Подобные школы затем существовали в деревнях Таль, Шипиловичи, Замошье, Неволож, М.Городятичах. Открытые в 1863-1865 гг. школы в д.Осовец, Заболоть, Доросино, Загалье и в м.Уречье были переданы Министерству народного просвещения.В середине XIX в. на Любанщине в школах разного типа занималось более 400 детей. В д.Загалье из 579 детей школу посещало 159. Царское правительство отпускало на образование незначительные средства и давало разрешение на открытие школ там, где население соглашалось содержать их на свои средства – такие школы назывались «гражданскими»: в д.М.Городятичи, Юшковичи, Мордвиловичи, Закальное, Таль, Уречье, Загалье. Школьные помещения строились также на средства селян.В результате того, что большая часть расходов на народное образование возлагалась на население, школьное дело развивалось медленно. Школ не хватало. В одну школу ходили дети из разных населенных пунктов. Например, школу в д.Шипиловичи посещали дети из Редкович, Юркович, Орлёво, Нежина. Выход из положения был в открытии домашних школ. На несколько домов нанимался грамотный человек, который обучал селянских детей. Такие школы существовали в Замошье, Смольгово, Кузьмичах, Яминске. С 1900 г. по 1914 г. на территории Любанщины было открыто 7 новых школьных учреждений, сократилось количество школ церковного ведомства. Вместо церковноприходских школ открывались народные училища. Как только утихли вихри гражданской войны, в 1920/21 учебном году в м.Любань открылась школа. Время было тяжелое, школьные здания разрушены, оборудование пришло в непригодность, не было учебников, программ, не хватало тетрадей, письменных принадлежностей.
…По отчету о состоянии культпросветработы в районе докладчик тов. Штыцко. По району имеется функционирующих школ на 1924-1925 год 25 школ, из коих одна семилетка с группами 0-7 при 12 учителях. Одна примитивная 4 комплектная школа с преподаванием на еврейском языке, одна 3 комплектная, 5 двухкомплектных и 17 однокомплектных, из коих 2 сети на содержании общества школьного района. Всего школьных работников в 25 школах 47 человек. Всего учащихся детей 1981. Детей школьного возраста 4412. Таким образом, не обслужено нами еще 2431 детей школьного возраста. Указанные выше 2431 детей не посещают школы по разным причинам, но главная – это недостаток школ, и вторая - это разбросанность школьного района. Школы района, за исключением 9, не имеют своего собственного здания и не приспособлены к типу 0-3 по плану Наркомпроса. Укомплектование школьными работниками произошло недавно и в следующем порядке: с высшим специальным образованием 2 челов., с высшим не специальным – 3 челов., со средним специальным 23 челов., со средним не специальным 11 челов., с низшим образованием – 6 челов., с домашним образованием 3 челов. По стажу школьные работники делятся: до 3 лет – 13 чел., до 5 лет – 7 чел., до 10 лет – 12 чел., до 20 лет – 12 чел., до 30 лет – 2 чел., свыше 30 лет – 1 чел. По национальности: 2 челов. – украинца, 4 еврея, остальные белорусы. По происхождению: 34 челов. крестьян, 2 кустаря, 11 челов. интеллигентов, из коих 2 из духовного звания. Большинство учителей побывали на политико-педагогических /б.уездных/ курсах. Материальное положение школ неважное. Так было уже упомянуто – размещены в крестьянских избах. Нет необходимой штатной школьной мебели, а также для квартир учителей. Большой недостаток книг и других учебных пособий. Нужно, однако, сказать, что все необходимое для школы приобретается по мере возможностей за свой районный бюджет. Занятия начались с 1 октября, а некоторые с опозданием, за отсутствием помещений и школьных работников. Занятия в примитивных школах ведутся исключительно на белорусском языке, а в семилетке на русском и белорусском. В еврейской школе преподавание ведется на еврейском языке, а в старших группах преподается и белорусский язык. Неграмотного населения по району в возрасте от 18 до 35 лет 3089 человек. Ликвидационный пункт по ликвидации неграмотности в д. Редковичах. По докладу Штыцко было подано 27 записок-вопросов, на которые докладчик дал надлежащие ответы, отмечая все детали данной работы. В прениях по докладу тов. Штыцко выступили товарищи: Тов. Ашуров говорит, что необходимо обратить внимание на опеку над беспризорными детьми, так как этому делу уделено слишком мало внимания и в районе есть беспризорные дети. От сельсоветов зависит постановка всей культпросветработы, и они работают. Необходим календарный план. Тов. Бакаев – школы укомплектованы в большинстве хорошими работниками, но есть большой недостаток в письменных принадлежностях. Пишут на газете. Учение поставлено на хорошую ногу. Указал на плохую постановку работы кружков. Тов. Статкевич – учителя еще мало нагружены. Долой неграмотность – это его работа. Обратить внимание на Заболотскую избу-читальню, так как она в плохих условиях. Снабдить школы скамейками. В заключительном слове тов. Штыцко указывает, что не было ранее учета беспризорных детей. Теперь же будет создана комиссия по учету беспризорных детей. Резолюция: Заслушав доклад о состоянии культпросветработы в деревне I съезд Советов Любанского района постановляет: Работу культотдела РИК признать удовлетворительной. Усиливая растущую активность крестьянства района райполитпросветкому усилить руководство над культпросветработниками в деревне /учительство, агроном и медперсонал/. Для систематически правильной постановки культработы по району и большего вовлечения в эту работу самих крестьян, при всех Сельсоветах, кроме Изб-читален, создать культпросветсекции. Из фондов Любанского государственного музея: Праца школ: «...За апошнія два годы школы пачынаюць сваю працу сваечасова ў параўнанні з мінулым годам, што тлумачыцца наступным: рост культурнага стану насельніцтва і лепшымі адносінамі да жыцця школы, праведзенне кампаніі з боку настаўнікаў у галіне папулярызацыі школьных ідэй сярод насельніцтва, агульны ўздым развіцця саміх вучняў і удзел у працы школы Сельсаветаў, крэсткомаў і сялянскага актву пад агульным кіраўніцтвам партыйных і камсамольскіх ячэек на весцы. Перапынкаў у школьных занятках з прычыны адсутнічаньня апалу і іншых не было. За апошнія 2 годы значна палепшыўся настаўніцкі склад, дзякуючы таму, што ў раене прысланы настаўнікі, скончыўшыя спецыяльныя навучальныя установы, а таксама існаваньня каротка-тэрміновых летніх настаўніцкіх курсаў. УВАГА: значную роль у галіне падрыхтоўкі настаўнікаў маюць перыядычныя настаўніцкія канферэнцыі і педагагічныя кружкі пад кіраўніцтвам Райдетбюро. Спецыяльны склад вучняў значна палепшан, школай ахоплены ў значнай частцы дзеці беднаты і батрацтва. Калеквіумы сведчаць аб тым, што колькасць паступіўшых дзяцей у школы павялічваецца ў асаблівасці за апшні год /на 100 % больш чым у мінулым годзе/ Палепшана якасць працы школ, дзеці акрамя фармальных звычак (чытаньне, лічэньне) атрымліваюць і культурныя звычкі /вучневскае самакіраваньне, школьныя кааперацыі, школьнае мастацтва і інш./. За справаздачны тэрмін пабудаваны 4 новых школьных памяшканьняў / у в.Рэдкавічы, Рачэні, Вобчыне і Любані/ за сродкі дзяржавы. Сіламі насельніцтва быў дастаўлен лесаматэр’ял, каменьне і г.д. для пабудовых гэтых школ. У мінулым годзе былі зрасходаваны на бягучы рамонт школьных памяшканьняў 814 руб. 17 кап., а ў гэтым 1928/29 г. – 1000 руб. Ня ўсе наемныя будынкі прыстасаваны да школьных заняткаў /цесната, вынікі анцісанітарнага становішча, у некаторых адсутнічаюць фортачкі, уборныя, сараі і інш./. Да 1928/29 г. школы забяспечаны кнігамі на 90 %, а падсобнікамі на 75% /геаграфічныя карты, глобусы, тэрмометры і г.д./. Школы здаволены вучнеўскімі лавамі на 90%, кляснымі сталамі на 95%, гадзіннікамі на 20%, за апошнее паўгоддзе школы атрымалі 25 самавараў, 40 умывальнкіаў, 20 ведзер, 40 эмалірованых кружак, 15 вешалак. Пры школах існуюць зямельныя вучасткі. На некаторых із іх вядуць ... севазвароты пад наглядам агранома. А частка вучасткаў здаецца ў арэнду, грошы ідуць выключна на неабходныя патрэбы школ. Школы з’яўляюцца культурным асяродкам вескі, прымая ўдзел ва всіх гаспадарчых, культурных і палітычных кампаніях Савецкай улады. За справаздачны тэрмін існавала прыватных школ да 10, гэтыя школы таксама працуюць пад кіраўніцтвам райінспектара асветы. У гэтым навучальным годзе адпушчана 700 руб. для дапамогі дзецям беднаты, грошы будуць размяркованы камітэтамі садзейнічаньня школы…» 1927 г. колькасць школьнікаў ў разрэзе па групам:
У т. л. 219 піянераў 1930-1931 нав. год. (НА РБ, Ф. 349, воп.3, спр.51, арк. 30-33) Школьная сетка:
Звесткі аб колькасці школ і настаўнікаў, 1930-1931 нав.г. (НА РБ, Ф. 349, воп.3, спр.51, арк. 37-38) Заведующие отделом образования С апреля 2011 года управлением по образованию, спорту и туризму руководит Каравацкая Татьяна Леонидовна |